Когда 12 лет назад вышел фильм Гинзбурга "Generation П" по роману Виктора Пелевина, я в кинотеатр на него сходил не менее трёх раз.
Тогда казалось, что произошла редкая удача - автор нашёл своего режиссёра, хотя любой, кто знаком с пелевинской прозой, знает - визуализировать это шансы невелики.
Хорошую экранизацию вообще сделать чертовски трудно. Как Хантеру Томпсону повезло с Гиллиамом, а пьесам Шварца повезло с тандемом Захаров-Горин, так и тут - явная удача, ещё и без поддержки государства.
И вот, наконец, вторая часть - "Ампир V". Знаете, я очень рад, что не имел возможности увидеть это в кинотеатре, а поглядел, как и все зрители, пока что под пиратским флагом (в сети - урезанная рабочая копия).
Вроде бы, режиссёр идёт за автором, стараясь много цитировать и не терять основные идеи. И при этом - как раньше, чуть сдвигает временную фактуру, актуализируя события книги. И даже Епифанцев, сыгравший главного героя в первом фильме, тут един в двух лицах и не только секунду мелькнёт в роли Вавилена Татарского, но в начале символически передаёт эстафету герою Табакова.
Но как же неуверенно и тот, и кинокартина целиком будут бежать свою дистанцию! Всё распадается на несколько кусков-клипов, визуально решённых по-разному и сдобренных огромным количеством слабой графики.
Мешанина из популярных решений только добавляет хаоса. Опенинг отсылает к "Американским богам" (визуал) и "Настоящему детективу" (музыка), смесь выходит странная, к тому же перед нами не сериал.
В моде отсылки? - Ок, но те, кто пришёл на иноагента Оксимирона, вряд ли оценят поклоны фильму "Убить Билла" и первой "Матрице", это снято до их рождения.
Кстати, про Окси. Поэтическая дуэль героя и злодея делает его присутствие, вроде бы, логичным. Но потенциал использован от силы на треть, а остальное время рэпер делает именно то, что умеет - мощно артикулируя, произносит выученный текст. Лицо не работает. Персонажа нет - перед нами любуется собою Мирон Янович, и только. Ну, разве что мем про работу клоуном получит второе дыхание и уйдёт в тикток.
С Рамой и его подругой Герой другая беда - играть они умеют и иногда даже показывают это лицами/пластикой, но современная актёрская тенденция бормотать текст поглотила их с головой. Главный персонаж говорит чётко и понятно исключительно под веществами - впрочем, можно это списать на раскрытие характера.
Из стариков удалось оторваться Жижикину (после бесконечных братков сыграть перформанс в духе Вертинского - вероятно, наслаждение) и Вере Алентовой, исполнившей Иштар Борисовну (даже плохой графон не смог это погасить).
Привязка к реальности/современности тут более робкая - разок упомянули "просранную Украину" и промелькнул эпизодический голос совести из Донецка (где "временно не нужны профессора теологии"). Хотя автор изначального произведения вообще-то умеет быть актуальным - в романе Пелевина "Снафф" (2011 года выпуска!) все мы живём вот прямо сейчас.
#викторпелевин #ампирv #экранизация #владимирепифанцев #оксимирон