Уважаю глубину подхода, да ещё при серьёзной насмотренности. Приятно читать. Завершились "Бажовские дни" в Свердловской области. Екатеринбург и Сысерть. Организатор - Объединенный музей писателей Урала. Уже не первый год. Масштаб растет. Популярность по экспоненте вверх. Павлу Петровичу исполнилось 144 года. В следующем году полуюбилей. Уверен, что масштаб праздника будет расти. Мне же удалось посетить ровно в день рождения писателя "Сказы с оркестром" в Камерном театре. По пунктам.
1) Есть такая штука: синестезия. Это реальный сдвиг в психике. В восприятии. Не болезнь, но именно особенность. Раздражается один орган чувств, плюсом откликается другой. Третий. Например, чувствуешь вкус и слышишь звук. Видишь букву и непроизвольно окрашиваешь ее в определенный цвет. Прикасаешь к человеку, а чувствуешь обратное . Он к тебе. Слышишь звук - испытываешь ненависть. Очень много форм синестезии. Сегодня в спектакле я на нервах это ощутил. Это была удивительная синестезическая провокация.
2) Музыка (слух) и танец (зрение) объединяются на сцене часто. Текст, провоцирующий мышление, и картинка - постоянно. На сцене Камерного театра объединили максимум. Игра актеров. Тексты Бажова. Музыка от Камерного оркестра B-A-C-H. И песочная анимация от Андрея Казанцева. Кино? Динамическая иллюстрация?
3) Текст провоцирует анимацию. Смысл текста вызывает музыкальное отражение. Музыка связана с актерской игрой. С интонацией. Тут полное взаимодополнение. На сцене три абсолютно разных визуальных слоя. Актеры, оркестр и экран. Два разных звуковых уровня. Оркестр и бажовский текст.
4) Мозг, слух, зрение сначала отказываются работать вместе. Нужно слышать одновременно текст и музыку. Видеть игру актеров, оркестр и песочный фильм. Все это нужно обрабатывать одновременно. Как такое возможно? Но постепенно. Не сразу. Постепенно. Все налаживается. Вот оно. "Единство чувств" - синестезия.
5) Смотришь на картинку и Бажов. Слушаешь Бажова и картинка. Музыкальная классика в исполнении Камерного оркестра и письма Павла Петровича. Вивальди и Серебряное копытце. Интонации актеров и оркестра.
6) В программе (цитирую): Серебряное копытце и Антонио Вивальди / Эдвард Григ и Богатырева рукавица / Joe Hisaishi и Медной горы Хозяйка / Massive Attack, Каменный цветок, Карл Дженкинс, письма Бажова и многое-многое другое.
7) И одновременно Андрей Казанцев показывает фильм с помощью песка. Прямо по текстам. Каменный цветок, Данила-мастер, Огневушка, горы, море, реки, леса... Постоянное движение. Кадр за кадром. Без остановок. С огромной скоростью. Смена настроения. Перемены погоды. Мгновенные перемещения. Чувствуешь ветер. Температуру костра. Холод зимы.
8) Вот последние кадры. Портрет. И появляется имя. Павел Петрович Бажов. Постепенно исчезает портрет. Пропадает надпись. Остаются горы. Святое. Урал.
9) Спектакль идёт третий год. Сначала настороженно. Публики мало. Потом больше. Сейчас аншлаг задолго до. Билеты проданы. Все. И заранее. Я увидел, услышал, почувствовал только 27 января 2023 года. Ровно в день рождения Бажова. Надеюсь, что повторение будет. Должно быть. Это стоит всем.
#рецензии