"Не гляди! — шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он и глянул." Гоголь, "Вий".
Очень настороженно отношусь к переносу таких вещей, как "Сердце Пармы", на экран. Тут, чтобы снимать, нужна большая любовь. Не к себе, не к кино, не к первоисточнику даже - а именно к материалу.
"Ладно - решил, наконец. - Всё-таки я не этнограф и не манси, переживу как-то эти три часа".
На самом деле, смотреть можно, но - если не знаешь первоисточник. С другой стороны, пойдут-то ведь те, кто читал. Патовая ситуация.
Почти всё, что можно записать в плюсы - повороты сюжета, текст - взято из книги. Но местами шибко переиначили. Конечно, это нормально, когда двух-трёх книжных героев "схлопывают" в одного, но тут перетасовали и "додумали" тех, кто остался. Конечно, в современной России епископ Иона (в исполнении аж целого Миронова) не мог быть показан недалёким кипучим фанатиком - фактически, из главзлодея его сделали персонажем положительным, подвижником, отдали часть чужих поступков (вполне верю, что условно-молодой храмодел Калина в непогоду лезет на купол храма водружать крест - но в исполнении старца выглядит это странно). Хорошо сыгран другой злодей - Данила Венец, но и тут дико смотрится его, дьяка-пропойцы и жуткого труса, атака на защитников Чердыни, ещё и в составе кованой рати.
Вогульские мотивы ограничиваются ламией, главной героиней-ведьмой. Причём всплывает эта тема очень притянуто, через детский разговор, и показана сбивчиво, поскольку тут фильм не решил, чем он хочет быть: хоррором или фентези.
Стёрта другая важная тема - хумляльты, люди-с-предназначением, и её носитель вождь Асыка сделан просто амбициозным и кровожадным, а её же носитель храмодел Калина - никаким. Вообще, с положительными героями беда: упрощён Полюд, упрощён сам князь (который всё переживает, что, дескать, душу продал, а мы не сильно понимаем, о чём он вообще).
Пара удачных (даже очень!) сцен в фильме есть. Это взятый целиком из книги разговор князя с ВНЕЗАПНЫМ БОНДАРЧУКОМ, где последний неожиданно хорош (впрочем, насколько трудно ему вжиться в образ лукавого царедворца?) И - захват вогульской крепости, когда ледяные укрепления штурмуют осадными нартами, вот уж чего мы точно не видели и оно того стоит. Потратив все силы на этот прекрасный бой, в качестве финальной схватки кино полностью берёт БИТВУ БАСТАРДОВ из "Игры престолов".
Фильм не только забывает, в каком он жанре, то превращаясь в бро-муви, то в историческую сагу. Внутри одной сцены тоже творится бардак: князь Пёстрый требует от главного героя штурмовать татарский Афкуль, и тут же сообщает, что будет ждать его под Казанью. Стрельцы долбят город из пушек, скрупулёзно показана их работа и то, что в момент выстрела они от орудий по команде валят. И тут же один из них стреляет в атакующую конницу, поправив ствол рукой! При следующем залпе - снова отбегают от пушек. Артиллерия там вообще волшебная: каменные ядра летят по навесной, как у гаубицы, траектории и производят такой эффект, словно это не средневековая Чердынь, а Мариуполь-22. Правила вообще меняются постоянно: князь Михаил, заходя в церковь, демонстративно снимает меч - и сие не мешает ему потом заходить туда вооружённым.
Всего на секунду обрадовался я, когда в кадр заехала кованая рать, эти танки средневековья. И тут же огорчился: безжалостное сверхоружие проезжает по героям трижды, но все они живы, один даже на коне.
Звуковые чудеса: человека долго душат - убирают руки с горла - он сразу начинает бодрый монолог. Людей жгут в тереме - кашлянул от дыма один, в конце сцены. Да чего я придираюсь, там звучит КРИК ВИЛЬГЕЛЬМА (профессионалы поймут). Аж два раза подряд. Сознательно вставили мем? Не уверен.
Но звукорежу было трудно искать менее заезженные семплы: он, похоже, был занят только тем, чтобы понимали хоть что-то в СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ АКТЁРОВ МОЛОЖЕ 40 ЛЕТ. А их таинственный шёпот, вообще-то - важная нам информация. В ГИТИСе теперь преподаёт Скриптонит, не иначе.
Насчёт актёров: все "старики" играют бодро. И Миронов (хотя книжному прототипу был бы ближе, например, Горевой), и Кищенко, и Пускепалис, и Панова с Хайруллиной.
Хотя это не спасает, когда то один, то другой персонаж периодически становится Мистером Экспозиция, чуть ли не в экран выдавая пару строчек фабулы, которые не поспели за три часа показать или сыграть лицом. Спасибо, что закадровым голосом не злоупотребили, окаянные.
Визуальных отсылок - полно (мы ж любим кино, ага). Князь Ермолай (он правит примерно 10 минут фильма) ходит по крепости чисто Давид Гоцман в начале "Ликвидации". Вогульского воина Асыку снимают, как героя китайских фильмов жанра уся. Дизайн Золотой Бабы - это дизайн ЧУЖОГО из 4й части одноимённой ленты! В общем, чем больше насмотренность - тем беспокойнее вам будет в кинотеатре.
Нарисованные звери, неубедительные дети, обязательный и внезапный хэппи-энд... всех достоинств кинополотна и не перечислить.
Но. Если вас не смущал лысый Рагнар Лодброк, то не покривит и от лысого Асыки. Посмотреть, на самом деле, можно - коль не читали роман Алексея Иванова. И потом стоит его прочесть, однако экранизацию уже не пересматривать, поскольку захотите совершить человеческое жертвоприношение и немного побиться в конвульсиях.
#сердцепармы #алексейиванов #фильмсердцепармы #кинорецензия #российскоекино